11.12.2025, 20:01

Национальный театр им. Б. Басангова. Храм Мельпомены. Шесть десятков лет здесь кипят шекспировские страсти. И не только.

Известный архитектор Джангар Пюрвеев писал: «В 1959 году на ул. Розы Люксембург началось строительство гаража. Однако был составлен новый проект и на фундаментах гаража начато строительство драмтеатра. В 1963 году проект театра был переделан, а здание реконструировано. Только после этого оно приобрело интересный архитектурный облик. Авторы пытались решить интерьеры здания по-современному: черный потолок с белыми плафонами и балкон в квадратном зале обогатили интерьер лаконичными и выразительными средствами». Это место могло быть гаражом, к счастью, стало храмом искусства.

В 1965 году со спектаклями «Кенз байн», «Финист – ясный сокол» и другими постановками сюда переехали артисты. Здание тогда было в два раза меньше нынешней огромной коробки. В конце 1980-х годов была возведена внушительная пристройка в сторону прокуратуры. В ней сегодня находятся малый зал, швейный цех, костюмерная, реквизиторы, художники, административный персонал.

Легендарный исполнитель «Танца зайца» в ансамбле «Тюльпан», ныне заместитель генерального директора театра Владимир Мацаков вспоминает: «Пацанами мы прибегали на стройку драмтеатра, прыгали в стекловату. Не знали, что потом все тело будет гореть и чесаться. Помню, в сторону главпочтамта была уютная аллея, на ней старый музей и дом пионеров. Мы любили здесь собираться. Невдалеке стояли жилые бараки в четыре ряда. В пристройке хотели сделать зимний сад, но не получилось. А малый зал вначале предназначался для рисования заднего плана сцены, проще говоря, задника». Малый зал используется как репетиционный.

В  былые  годы зритель, зайдя в фойе с главного входа, шел направо к гардеробу. Затем, если оставался запас времени, направлялся в буфет. Сейчас на месте буфета кафе «Театральное», вход в него с улицы. А гардероб переместили прямо от входа за счет уменьшения площади зрительного зала. «Раньше зрительный зал был большой. Над ним нависал огромный балкон, общая вместимость была почти 500 кресел. А сейчас 223 места».

В советские годы фойе театра напоминало аквариум, сейчас стекла меньше, но все равно красиво. Впечатляет главный фасад. Входная группа представляет собой четыре колонны под козырьком и высокие двери. Над ней название театра и LED-экран. Еще выше надписи на Тодо бичиг и профиль Б. Басангова, чье имя носит Национальный театр. Храм искусства встречает зрителя традиционной театральной тумбой, сосенками, клумбами. Площадь устлана плиткой – узоры больших серых квадратов в коричневой окантовке, а через дорогу – скульптура актера. Лицедей держит золотые маски. Западная и восточная наружные стены – доминанты желтого и белого цвета. Много элементов ампира – фронтон лесенкой, выступающие колонны, круги в обрамлении. Разной высоты внешние элементы, служебные входы, возле одного из них – изваяния львов. Ограда территории соседней котельной использована под театральные афиши, их много в два горизонтальных ряда. Практически весь репертуар последних лет.

В этом году в театре был проведен большой ремонт. Поменяли все инженерные коммуникации, обновили кровлю и стропильную конструкцию. Покрасили внутренние стены, провели другие общестроительные работы. Полы в зрительном зале сделали широкими ступенями для удобства зрителей, немного увеличили площадь сцены. В одном из «крыльев» фойе расширили музей театра. Здесь обилие дипломов, призов, подарков, сувениров. Изучив их, можно проследить географию гастролей театра.

В Национальном театре ротация состава проходила дважды. В январе 1991 года русская труппа переехала и был создан Русский театр драмы и комедии. В 2011 году в Нацтеатр влился ТЮЗ, а его главный режиссер Борис Манджиев с тех пор является художественным руководителем театра.

Помимо собственно театральных постановок здесь в разные годы проводилось множество мероприятий, помпезных церемоний. Помню, приходил сюда на торжества по случаю Дня калмыцкой печати, на награждение по итогам шахматного турнира. Отсюда в 2006 году провожали в последний путь народного поэта Давида Кугультинова. Театр – это как луч света в серой массе будней. Поход в него всегда сродни празднику. А если сюжет и игра актеров «зацепят», то это праздник вдвойне. Отрадно, что поклонников лицедейства на сцене меньше не становится. Это вселяет надежду, что театральное искусство будет еще долго востребовано.

Валерий АСАРХИНОВ