18.08.2025, 17:27

Сегодня, 16 августа, – Всемирный день бездомных животных. Отрадно, что недавно в Элисте открылся долгожданный «собачий приют».

Сколько копий было сломано в спорах о судьбе бродячих собак, а их тем временем становилось все больше. «Стрелять нельзя ловить». По закону точку в этой фразе надо ставить после слова «нельзя». Значит, необходимо отлавливать и содержать в помещении, приспособленном для лечения, стерилизации и вакцинации. И 17 июля пункт для бездомных животных принял первых пациентов.

Уполномоченным органом в области обращения с животными является Управление ветеринарии Калмыкии. Непосредственно этот функционал в ведении подразделения Упрвета – БУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» (РСББЖ). Пункт временного содержания бездомных животных находится в северной промзоне столицы. На огороженной территории площадью 23 сотки расположены три модульных здания, технические сооружения. При осмотре пункта содержания корреспондентов «ЭП» сопровождал и давал пояснения заместитель начальника РСББЖ Баатр Болдырев.

Отлов проводится ранним утром. Во-первых, чтобы не травмировать психику людей, особенно детей. Во-вторых, на заре собаки находятся в полусонном состоянии. Ключевые места – общественные пространства, парки, скверы, места массового скопления людей, также территории близ школ и детских садов. Сообщить о стаях бродячих псов можно по телефону или в социальных сетях на станцию по борьбе с БЖ или в Горзеленхоз, который переадресует «локации тревоги».

С расстояния до пяти метров, набрав воздух в легкие, резко выстреливают шприцем со снотворным из длинной духовой трубки. Это как внутримышечный укол, поэтому целиться желательно в заднюю лапу. Через пять минут собака засыпает и находится без движения примерно полчаса. За это время ее необходимо поместить в клетку, погрузить в «УАЗ Фермер» и доставить в пункт. Максимальный «улов» за один рейс – семь животных.

Собак помещают в карантинное отделение, где по обе стороны от прохода тянутся ряды клеток. Решетки достаточно прочные, есть окошко для подачи пищи, воды. Размещают по одной особи, если мест не хватает, то допускается две собаки в клетке при условии, что они из одной стаи и разнополые. Пополнение осматривает ветврач, обрабатывает от паразитов. Серьезных болезней пока не зафиксировано, выявляют, как правило, дерматит. Бывает, что лапа перебита. Животных лечат. Через десять дней перемещают в кабинет ветеринарного врача.

Здесь собаку взвешивают для расчета дозы седативного препарата. На операционном столе вводят наркоз и проводят стерилизацию. Регистрируют в журнале учета и биркуют. Как-то собака ощенилась прямо в карантине, появилось пять щенят. В кабинете ветврача полная стерильность. Предусмотрена вакцинация от болезней, которые могут передаваться населению через укус, слюну.

Затем собаку переводят в послекарантинное отделение. Там тоже много клеток. Во время этого периода на собаку надевают «воротник», широкий прозрачный купол от шеи вверх, который не дает лизать шов от операции. Кроме того, собаку закутывают в «попону», закрывающую ранимые места на теле. Естественно, наблюдаются ветеринарным врачом. Работники убирают в клетках, кормят, поят собак, присматривают за ними. Питание – это сухой полнорационный корм. Кормят два раза в день, водопой – трижды в сутки.  Завершается цикл временным усыплением и возвращением в привычную среду обитания. В итоге собака не может иметь потомство и становится чуть менее агрессивной.

По мнению специалистов, в Элисте более одной тысячи бездомных собак. Если пропускать через пункт до 30 животных в месяц, получится около 350 особей в год. То есть через три года собак без бирок по идее остаться не должно. Однако, это не совсем так. Надо учитывать, что будут плодиться животные, пока не охваченные процедурой стерилизации, что бездушные хозяева, вдоволь наигравшись, будут отправлять своих питомцев на «вольные хлеба». Но в любом случае популяция бездомных животных будет неуклонно снижаться. А это главное для безопасности населения и санитарного состояния территории.

Валерий АСАРХИНОВ